Родиной термина “тезис” считается Греция, где thesis используется со значением “утверждение”.
Тезис должен быть сформирован кратко, лаконично, опираться на некую доказательную базу.
В тезис никогда не включают спорные моменты, которые бы способствовали завязыванию дискуссии в кругу читателей.
Тезис – кратко раскрытое общее содержание документа, текста, доклада или научного труда.
Тезисы могут быть как в краткой, так и в развёрнутой форме.
В литературе часто используют при написании сочинений или когда требуется что-то законспектировать.
Обязательные структурные компоненты тезиса:
- вступление (здесь важно сформулировать тезис, высказав главную мысль, которую в следующей части будем аргументировать);
- основная часть (приводим доказательную базу, рассуждая на конкретную тему, выражаем собственное мнение, приводим подходящие примеры);
- заключение (формулируем выводы по теме исследования).
Если тезис написан правильно, то по нему можно получить много важной информации, которую затем можно изложить в развёрнутой форме.
Это литературный термин, служащий для вычленения из всего текста главной мысли в сжатой форме.
Тезисы очень часто используют при написании сочинения-рассуждения. Важно убедить читателя в предложенной идее (мысли), для чего составляются, обозначающие позицию автора с последующим выводом из всего изложенного по тексту.
Приведём пример составления тезисного плана, структурированного логически по тексту сочинения о Важности формирования дружеских отношений в классе.
Тезис: общение способствует формированию коммуникативной личности. Почему?
Аргументы для раскрытия данного мнения:
- Общение помогает сблизиться с коллективом.
- Оно позволяет найти много друзей.
- В процессе общения формируются важные коммуникативные навыки.
Вывод: общаться необходимо, это поможет приобретать навыки коммуникации, это будет способствовать социализации и адаптации в социуме.
Для небольшого сочинения достаточно выделить 2-3 мысли и сформулировать их в предложения. Это будет структура для аргументации одного тезиса.
Этого будет вполне достаточно.
Таким образом, из большого текста мы вычленяем самое важное, заключаем главные мысли в краткую форму и выводим тезисы, которые в дальнейшем помогут воссоздать сокращённый текст со всеми важными деталями.