Варианты сочинения про Темное царство в пьесе «Гроза»

Кстати, как настроение после вчерашнего?
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Сегодня нам предстоит поразмышлять про «темное царство», о котором нам так подробно поведал А.Н. Островский в своей пьесе «Гроза».

Вариант сочинения 1

Эпоха написания пьесы А.Н. Островского «Гроза» совпала с переломным моментом в истории России, ознаменовавшимся существенными сдвигами в управлении государством, в частности, отменой крепостного права. Это было время сложных социальных отношений между различными сословиями, характеризующееся сложностью и напряженностью. В своем драматическом шедевре «Гроза» автор мастерски изобразил купеческое сословие XIX века, погрязшее в обмане, алчности, жестокости и предрассудках, олицетворяемое целым рядом антагонистических персонажей. Удушливая атмосфера маленького городка, впитавшая в себя мелочность его жителей и послужившая фоном для пьесы, впоследствии была метко названа критиками «темным царством».

В центре этого «царства» стоит Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, известная своим властным, безжалостным и бесчувственным поведением. Она властвует над своими домочадцами, придерживаясь традиционных бытовых норм и навязывая свою волю окружающим. Парадоксальным образом она сохраняет внешний фасад благопристойности, постоянно прибегая к фальши, обману и унижению окружающих. Савелий Прокофьевич Дикой, еще один преуспевающий купец в Калинове, является зеркальным отражением поведения Кабановой. Будучи влиятельной фигурой в обществе, он также с презрением относится к тем, кто ниже его по социальному положению. Он постоянно ссорится и устраивает скандалы, искренне считая, что уважение должно быть оказано только благодаря его богатству.

Наблюдая за этими персонажами, невольно возникает ощущение, что весь город погряз в злобе и несправедливости. Каждый, кто становится частью этого сообщества, кажется, обречен на то, чтобы попасть в плен его господствующих обычаев, не имея возможности бороться с ними. Многие пытаются смириться с таким образом жизни и ассимилироваться в нем. Таковы, например, отпрыски Кабановой — Тихон и Варвара. Тихон, покорно подчиняясь властной матери, пристрастился к алкоголю, а Варвара прибегает к лжи и лицемерию, скрывая свои сомнительные поступки под покровом респектабельности.

Этот мрачный мир стремится подавить лучезарный, незапятнанный дух Катерины. Она, как единственный проблеск света, олицетворяет доброту, веру и искренность, бросая вызов гнетущей атмосфере, царящей в Калинове.

Трагедия разворачивается в том, что под тяжестью всепоглощающей тьмы этому светлому маяку позволено погибнуть. Обида на свекровь, отсутствие поддержки и равнодушие мужа, подавляющее влияние всего окружения заставляют Катерину сначала предать свои идеалы, а в конце концов — покончить жизнь самоубийством.

Таким образом, автор стремится напомнить нам о том, что добро не всегда побеждает злобу, подчеркивая необходимость совместных усилий по предотвращению перехода окружающего нас мира в «теневое царство», изображенное в пьесе.

Вариант сочинения 2

Написанная в 1859 г. «Гроза» имела для ее автора А.Н. Островского глубокое значение, вдохновленное событиями, отчасти совпадавшими с его собственным жизненным опытом. Этот театральный шедевр появился в период общественных преобразований, совпавших с окончательной отменой крепостного права.

В центре повествования — конфликт между внутренним светом главной героини и царящей в семье Кабановых и во всем городе Калиново неизвестностью, невежеством и ханжеством. Катерина, сострадательная и набожная девушка, была воспитана в семье, где царили любовь и уважение. Однако брак с мужчиной, который, не будучи злопамятным, был приучен к беспрекословному послушанию, привел ее в среду абсолютного контроля и материнского деспотизма.

Кабаниха чувствует перемену в привязанностях сына после его женитьбы, ощущая, что Катерина для него теперь важнее, чем она сама. Это вызывает раздражение матери, так как затрудняет ее контроль над сыном. Однако Тихон оказывается очень слабым человеком. В отличие от Варвары, он безоговорочно подчиняется желаниям матери. Еще более неприятной ситуацию делает то, что Марфа Игнатьевна не оскорбляет своих родственников открыто, а находит, казалось бы, оправдательные предлоги для своих требований. Она может объяснять свои желания необходимостью уважать своих родителей, но ее понятие «уважение» смещается в сторону чего-то совершенно иного. Она манипулирует терминологией, подменяя понятие «уважение» требованием беспрекословного послушания.

Читатель становится свидетелем того, как угнетение выходит за рамки семьи Кабановых. Дикой, помещик и дядя Бориса, обладает огромной властью, но не способен сопереживать другим и принимать решения, которые служат общему благу. В отличие от Кабанихи, Дикой даже не пытается найти повод для выхода своего гнева, вместо этого в его доме царит атмосфера вечного страха. Его племянник Борис, как и крепостные Дикоя, несет на себе всю тяжесть этой суровой обстановки, не имея надежды получить обещанные деньги. Примечательно, что Дикой испытывает страх перед теми, кто могущественнее его. При возникновении неудач он не решает проблемы с начальством, предпочитая выплескивать свое разочарование на тех, кто слабее его. Это подчеркивает его неразвитость и духовную нищету, общую с Кабанихой черту характера.

Повествование Островского плавно переходит от семейной жизни к жизни города, создавая нюансы осмысления общественных норм. Отношение, царящее в семьях Диких и Кабанихи, повторяет отношения между крепостными и их хозяевами. Все взаимоотношения между богатыми и бедными зависят от ущемления прав последних. В начале пьесы Кулигин просвещает Бориса о том, как устроен город. Помещик может удобно утаить то, что по праву принадлежит его крепостным, и тем самым обмануть всех и нажить себе богатство.

Внешнее общество, вечно критикующее и осуждающее, резко контрастирует со светлой душой главной героини Катерины и ее внутренними устремлениями. Катерина тоскует по утраченной свободе и счастью, вспоминая вместе с Варей те мечты, которые были у нее до замужества. Борис, просвещенный и мягкосердечный человек, резко контрастирует с господствующим в вымышленном городе Калинове этическим укладом, который очень напоминает реальные русские города той эпохи, характеризующиеся такими фигурами, как Кабанихи. К сожалению, эта гнетущая среда лишает их возможности обрести настоящее счастье.

В сердцах калиновцев живет мрачное владычество злобы, движимое желанием подчинить себе беззащитных, унизить, обогатиться за чужой счет. По всей видимости, Островский стремился как можно правдивее изобразить этих героев, обнажая их недостатки, в надежде на то, что читатели переосмыслят существующий порядок вещей и постараются изгнать «теневое царство» из своих сердец.

Вариант сочинения 3

Как мудро заметил Н.А. Добролюбов, экстремальные ситуации нередко вызывают столь же экстремальные реакции, и самая мощная форма протеста не обязательно может возникнуть из глубин самого слабого и терпеливого.

Пьесы Островского не возникали из воздуха, они выходили из горнила реальной жизни, а автор служил их проводником на печатную страницу.

Чтобы понять, на каком фоне рождались такие страшные сюжеты, необходимо обратиться к истории. Конец 1850-х годов стал переломным моментом в судьбе России. Крепостное право еще держалось за жизнь, но его предсмертные муки были ощутимы. Уже начали появляться диссиденты, идеалы гуманизма стали проникать в российское общество. Однако на фоне этих преобразований набирали силу «новые люди старого времени» — ревнители традиционной плесени. И хотя в настоящее время они еще удерживали власть, ветры надвигающихся перемен грозили вырвать ее из их цепких рук. Любопытно, что эти ветры дули не из рядов угнетенных, а из самого сердца купечества, подгоняемые идеалами собственных детей.

Как говорится, крайности провоцируют крайности, и самая мощная форма протеста часто не выходит из недр самых слабых и терпеливых. Как эта эпоха, характеризующаяся столкновением старого и нового, отцов и детей, проявляется в драме Островского «Гроза»?

С самого начала пьеса раскрывает характеры главных героев и динамику их взаимоотношений. Не случайно первым героем, раскрывающим свою сущность, становится Кулигин, механик-самоучка и поэт. Его описывают как человека, ищущего «вечный двигатель», за который англичане готовы предложить миллион. Однако мотивация Кулигина — не личная выгода, а стремление обеспечить работой рабочий класс. Он служит нравственным эталоном, по которому невольно соизмеряются все остальные герои драмы.

Затем, в самом начале, мы встречаем Дикоя — суровую фигуру, которую называют «ругателем», того, кого надо избегать, того, кто может «оборвать человека ни за что». Дикой вечно раздражен, критикует всех и вся, особенно тех, кого не боится. В доме постоянно царит раздор, а жена каждое утро слезно умоляет: «Отцы, пожалуйста, не сердитесь! Голубчик, не сердись!». Но как он может не сердиться? Он просто отказывается что-либо компенсировать, хотя и понимает всю нелепость своей позиции.

Он не только скуп и эгоистичен, но и проявляет трусость, особенно в общении с людьми более высокого социального положения, такими как гусар в карете или даже его собственный писарь.

Если Кулигин олицетворяет собой нравственный идеал, то Дикой, наоборот, является эталоном низости и убожества.

Островский намеренно создал эти два архетипа. Дикой олицетворяет собой квинтэссенцию купечества, окруженного такими фигурами, как Кабаниха. Кулигин, напротив, примыкает к молодому поколению, в том числе к Кудряшу и Борису. Это раннее выравнивание подчеркивает авторскую позицию.

Эпизод, когда Кулигин просит у Дикого десять рублей «на пользу общества», но получает отказ и обвинение в воровстве и грабеже, далеко не случаен. Он иллюстрирует непреходящее противоречие между благородством и глупостью, умом и мелочностью.

Хотя этот конфликт и важен для понимания «Грозы», он не является центральным в драме, а служит фоном для глубокого разлада между Кабанихой и Катериной.

Кабаниха — главный антигерой «Грозы», самодовольная фигура, известная своей скупостью и неумолимыми требованиями к домочадцам. Она железным кулаком охраняет статус-кво. Этот архетип женщины, правящей железной рукой, как отмечает Добролюбов, зачастую более грозен, чем мужчина, обладающий аналогичной властью. Дикой, при всей его пугающей внешности, заключен в определенные рамки, что делает его менее пугающим. Кабаниха, напротив, гораздо грознее, она обладает сложным набором правил и ожидает от окружающих беспрекословного повиновения. И все же она наблюдает, как на глазах рушится ее мир. Ее сын Тихон не понимает, почему жена должна его бояться, и с трудом выдерживает привычные прощания. Катерина же отказывается оплакивать уход мужа. Старый порядок рушится, и Кабанову охватывает страх. Тем не менее, она остается решительной и деспотичной, не желая мириться с переменами. Она борется, заслужив и уважение, и… презрение.

Кто противостоит ей? Катерина! Глубоко религиозная, неизменно правдивая, но при этом решительная и гордая. Эта личность не менее грозна, чем Кабанова, но она олицетворяет собой новый ветер перемен. Хотя она все еще зависит от мужа и свекрови, ее дух уже свободен.

Разворачивается неизбежное столкновение этих двух характеров: Катерина не способна терпеть, а Кабанова — прощать.

Как Катерина может любить Тихона, который заслуживает только жалости? Как она может не искать смысла своей жизни? Как может ее душа не тосковать по любви?

А тут еще появляется Борис, который, в конечном счете, ничего не значит. Однако дыма без огня не бывает, и Катерина влюбляется в Бориса.

С этого момента ее судьба предрешена. Она не может выдумывать неправду, а правда неумолима.

Но гибель Катерины — не зенит, идеологическая кульминация пьесы наступает в ее финале.

«Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, бери его, а душа ее уже не твоя, она теперь стоит перед судьей, который милосерднее тебя!» — возмущался Кулигин, которого никто не поддержал. И Тихон, безответный Тихон, вторил ему: «Матушка, это ты ее погубила! Ты! Ты!»

Очевидно, старый порядок переживает не лучшие времена, ибо против него восстали самые угнетенные, самые безответные. Это дело рук нового поколения. Это ветер перемен. Это проблеск надежды в темном царстве!»

Вариант сочинения 4

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году, на пороге надвигающейся крестьянской реформы. Действие пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове, отсутствующем на картах, но его атмосфера и изображаемые события перекликаются с теми, что происходили в многочисленных русских городах той эпохи. Калинов, как и вся страна, остается под властью богатой элиты — автократов, обманщиков и невежд, которые наживаются на труде простых людей, попавших в эту устоявшуюся систему отношений. Эта система, которую литературовед и современник автора Добролюбов часто сравнивает с «темным царством», увековечивает свою власть над обществом.

В «темном царстве» роли авторитетов олицетворяют Кабаниха и Дикой. Марфа Игнатьевна Кабанова, отличающаяся деспотизмом и лицемерием, придерживается упрощенной философии, граничащей с банальностью: страх в семье превыше всего, и все отношения строятся вокруг него. Кабаниха — настоящий тиран, способный довести до безумия любого, кто не получит ее одобрения. Во всех сферах жизни она неуклонно придерживается древних, глубоко укоренившихся традиций и ждет от окружающих того же. Вряд ли стоит говорить о ее привязанности к детям, ведь они существуют в состоянии постоянного запугивания и страха.

В отличие от Марфы Игнатьевны, Савелий Игнатьевич Дикой — купец, обладающий значительным состоянием, поднявшийся из нищеты. Деньги для него имеют первостепенное значение, затмевая всякое внимание к людям, которых он постоянно принижает и попрекает. Он не любит давать в долг, не любит платить зарплату своим рабочим и вообще ко всему относится с презрением.

Кабанова ведет ожесточенную борьбу, за что заслуживает и уважения, и… пожалуй, антипатии.

Кто противостоит ей? Катерина! Глубоко религиозная, непоколебимо правдивая, но при этом решительная и гордая. Эта личность не менее грозна, чем Кабанова, но она воплощает в себе дух перемен. Хотя она по-прежнему зависит от мужа и свекрови, дух ее уже раскрепощен.

Между этими двумя личностями разворачивается неизбежное противостояние: Катерина не может смириться, а Кабанова с трудом прощает.

Как Катерина может любить Тихона, который достоин только жалости? Как она может не искать смысла в жизни? Как может ее душа не тосковать по любви?

И тут появляется Борис, который в итоге оказывается пустотой. Но, как говорится, дыма без огня не бывает, и Катерина влюбляется в Бориса.

С этого момента ее судьба предрешена. Она не может придумывать неправду, а правда остается неумолимой.

Однако гибель Катерины не является кульминацией. Идеологический зенит пьесы наступает в ее финале.

«Вот вам ваша Катерина. Делай с ней, что хочешь! Тело ее лежит здесь, бери его; но душа ее уже не твоя; она теперь стоит перед судьей, более милосердным, чем ты!» — это Кулигин, не выдержав, разразился негодованием. Ему вторил не реагирующий Тихон: «Матушка, это ты ее погубила! Ты! Ты!»

Очевидно, старый порядок переживает не лучшие времена, раз против него восстали самые угнетенные, самые безответные. Это дело рук нового поколения. Это ветер перемен. Это проблеск надежды в темном царстве!

Вариант сочинения 5

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году, накануне надвигающейся крестьянской реформы. Пьеса А.Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году, накануне крестьянской реформы. Действие повести разворачивается в вымышленном городе Калинове — месте, которое невозможно найти ни на одной карте, да это и не нужно. Атмосфера и события, изображенные в произведении, перекликаются с тем, что происходило в многочисленных российских городах той эпохи. Калинов, как и вся страна, находится под властью богатой элиты — автократов, обманщиков и невежд, наживающихся на труде простых рабочих, погрязших в этой устаревшей системе отношений. Эта система, которую литературовед и современник автора Добролюбов часто сравнивает с «темным царством», продолжает существовать.

В «темном царстве» роли авторитетов олицетворяют Кабаниха и Дикой. Марфа Игнатьевна Кабанова деспотична и лицемерна, ее философия упрощена до банальности: в семье царит страх, на нем строятся все отношения. Кабаниха — настоящий тиран, способный довести любого неугодного ей человека до грани безумия. Во всех сферах жизни она неукоснительно придерживается вековых, глубоко укоренившихся традиций и ждет того же от других. Говорить о ее привязанности к детям было бы натяжкой, ведь они существуют в состоянии постоянного страха и запугивания.

Савелий Игнатьевич Дикой, как и Марфа Игнатьевна, — купец, обладающий значительным состоянием и вышедший из нищеты. Деньги для него имеют первостепенное значение, оттесняя всякое внимание к людям, которых он постоянно принижает и попрекает. Он не любит давать в долг, не любит платить зарплату своим работникам, не приемлет ничего, что заставляло бы его расставаться со своими сбережениями.

Калинов практически погряз в лицемерии, скупости и пороках. Порой кажется, что «темное царство» пропитано жизнью и требует от своих обитателей постоянных жертв. Однако обитатели этого места либо не замечают изжитых традиций, либо, возможно, безропотно смиряются с ними. Катерина, напротив, оказывается втянутой в эту систему — добрую и чистую. Ее воспитание, пропитанное ценностями старой школы, о которых часто упоминает Кабанова, заставляет ее по-другому смотреть на жизнь. Она стремится помогать другим, посещать церковь, воспитывать детей. Однако такие стремления практически недостижимы в этой среде. Здесь царит атмосфера страха, алкогольного опьянения, обмана, ненависти и предательства, и при этом скрываются те стороны жизни, которые не устраивают ее обитателей. В такой обстановке нормальная семейная жизнь становится невозможной. В мире, лишенном единомышленников и не имеющем выхода из «темного царства», единственный предполагаемый выход — смерть.

Итоговая таблица рейтинга
Вариант 1
629
Вариант 2
312
Вариант 3
159
Вариант 5
110
Вариант 4
57
В данный момент по количеству читателей лидирует: Почему в европейском фольклоре появились Морские Девы?

О, кнопочки! Надо жать!
( Пока оценок нет )
СочинЯКА
Добавить комментарий